Медная утварь
Медь – мягкий, тягучий металл, который легко обрабатывается давлением и волочением. Она принимает самую разнообразную форму, из нее легко изготавливать штампованные предметы. Медь обладает высокой теплопроводностью, но плохо отливается. Даже при высокой температуре чистая медь остается густой, кашеобразной и плохо заполняет форму. Расплавленная медь сильно поглощает газы, поэтому отливка получается пористой. На открытом воздухе изделия из меди покрываются пленкой из окислов меди зеленого цвета и сернистых соединений меди черного цвета. Эта пленка защищает от дальнейшей коррозии в глубину. Чистая медь применяется в ряде случаев, что обусловлено ее высокой пластичностью и вязкостью, позволяющей из листов большой толщины получить путем выколотки сложные объемные формы. Но чаще всего используются сплавы меди. Все сплавы на медной основе называются бронзами, а сплав меди с цинком образует латунь. Из медной и оловянной руд получали бронзу, цвет которой изменяется в зависимости от содержания олова. Бронза при содержании меди не менее 90 % имеет красный цвет, желтый цвет приобретает при содержании меди не менее 85 %, белый – при 50 %, серо-стальной – при содержании меди менее 35 %.
По технологии изготовления медную посуду можно подразделить на два раздела: цельные и составные. Цельная утварь изготовлена из целого листа металла методом выдавливания по заготовке-болванке, без швов, методом ковки. Ковка осуществляется ударами молота по заготовке, которая может быть предварительно нагрета – «горячая» ковка или без нагрева – «холодная» ковка. Под ударами молота медь деформируется и приобретает заданную форму.
Составная посуда, изготовленная из двух/трех листов металла, где тулово сосуда выполнено из прямоугольной пластины, а дно - из круглой пластины. Составные представлены посудой, соединительный шов которой выполнен тремя способами. Это метод кузнечной сварки «в расщеп», который выполнялась следующим образом. Концы заготовленных пластин надрезались на глубину до 0,7 см при равных промежутках, затем разводились/разгибались через один зубец. Образовавшиеся таким образом края совмещались, отжимались и проковывались. «Бахрома» соединительного шва имеет форму трапеции. Кузнечная сварка «в расщеп» была известна еще в XII в. На могильниках Перми вычегодской, культуры непосредственных предков коми (зырян), встречаются котелки, изготовленные таким же способом. Отличие в технике кузнечной сварки этих различных эпох заключается в длине шага «бахромы». Для этнографической посуды характерна длина шага «бахромы», равная пяти см, а для археологической – 2,5-3 см.
Второй способ оформления соединительного шва выполнялся фальцовкой, когда два листа скреплялись отогнутыми кромками, плотно прижимались друг к другу и проковывались.
Третий способ соединения – клепка. За счет операции клепки отдельные части медной утвари получают неразъемные соединения. Процесс клепки состоит из просверливания отверстий в деталях, установки в них заклепок и расклепывания выступающего конца заклепки с образованием второй головки. Заклепки изготавливались из металлического стержня, как правило, круглого в сечении, оформлялась плоская потайная головка с внутренней стороны сосуда и оставалась неоформленной, грубо загнутой или раскованной замыкающаяся головка (в дальнейшем такой способ заклепок будет называться обычным).
Ассортиментный перечень медной посуды не отличается разнообразием и количеством. Котелки в арсенале кухонной утвари в количественном отношении преобладали. История изготовления и использования в быту медных котелков имеет давнюю традицию, они встречаются в коллекциях средневековых могильников вымской культуры, культуры непосредственных предков коми (зырян), а также других средневековых могильниках.