Кухонный инструментарий
Деревянная утварь Глиняная посуда Металлическая утварь Столовый инвентарь Литература О проекте
Глиняная посуда:

Технология изготовления

Доступность материала (глина) и простота технологического процесса изготовления позволяли в достаточном количестве обеспечивать хозяйственные нужды семьи в керамической посуде.

Характеризуя технико-технологические приемы изготовления посуды коми (зырян) в первой половине ХХ вв. можно говорить о сосуществовании двух традиций – лепной и с использованием гончарного круга.

Приспособительные навыки гончарства остаются едиными для двух традиций. Для конструирования посуды готовили формовочную массу, которая складывалась из глины красного цвета (гöрд сёй) как основной материал, и непластичных добавок в качестве примеси: песок (лыа); дресва (дзимбыр). Отличие при составлении формовочной массы наблюдается только в оптимальном подборе добавок местных глин, благодаря чему достигалась более пластичная формовочная масса, необходимая для формовки сосудов с применением гончарного круга.

Субстратные навыки в моделировании посуды долгое время остаются едиными для обеих технологий. Лепной способ изготовления глиняной посуды характеризуется двумя программами начина и программой «жгутового» моделирования тулова – основного объема. Наличие двух способов изготовления начина (донно-емкостный и донный) свидетельствуют о процессе развития технологии гончарства ручным способом, когда еще не сформировалась единая модель в изготовлении дна-начина. Четко фиксируется переходный тип, вобравший в себя элементы этих двух программ. Переходный тип является наиболее характерным для лепного моделирования. Донная программа начина, являющаяся последним этапом дифференциации навыков конструирования дна, еще не полностью вытеснила предыдущую традицию и была распространена в меньшей степени. Существование двух программ конструирования дна-начина повлекло за собой и наличие двух способов налепа первого жгута к дну. Хотя процесс оформления первого витка жгута в обоих случаях шел слева направо, по движению солнца, что в традиционном обществе наделялось позитивной символикой.

При конструировании стенок сосуда использовалась техника жгутового налепа кольцевым или спирально-зональным способом, при котором последующий глиняный жгут крепился к предыдущему с внутренней стороны сосуда. Его расформовка производилась вручную. Строительство стенок сосуда выполнялось из нечетного количества жгутов. В начале XX в. символика чисел при конструировании горшка утрачивается.

Архаикой в изготовлении глиняной посуды выглядит способ одновременного моделирования дна и стенок по форме-модели, когда раскатанная в плоский диск формовочная масса налепливалась на смоченную водой модель, представляющую собой деревянную чурку, а также обжиг готовой посуды на костре. Подобная практика фиксируется в отдельных районах, да и в них выглядит редкостью.

Для лепной технологии характерен обжиг в русской печи с последующей «закалкой» в мучном растворе, что придавало горшкам черный цвет.

Лепная технология была сосредоточена в руках женщин и определяется как домашнее производство для нужд семьи или ближайшего круга родственников.

Наряду со старыми приемами формовки сосудов появляется и новый, при котором конструирование посуды выполнялось по старой программе ручного производства, а окончательное моделирование, придание формы и эстетических характеристик выполнялось на ручном гончарном круге, появившемся на рубеже XIX-XX вв.

Появление ножного гончарного круга в 30-е годы XX в. вносит существенные изменения в субстратные навыки конструирования глиняной посуды. Вытяжной метод моделирования горшка из единого комка формовочной массы, характерный для гончарного производства с использованием круга не получил широкого распространения. Обжиг такой посуды происходил так же, как и при ручной технологии, в обычной печи. Значительно реже мастера-ремесленники в примитивных гончарных мастерских обустраивали специально подготовленную печь. Вместо «закалки» при этой технологии применялась свинцовая полива, но весьма низкого качества. Перед обжигом готовый сосуд обмазывали смолой, а сверху посыпали свинцовым порошком, получаемым при нагреве из дроби. Информанты подчеркивают, что часто заказчик посуды приносил свою дробь для изготовления поливы.

Новая технология была сосредоточена в руках мужчин, которые работают на заказ, и характеризуется как ремесленное производство. Обе технологические традиции долго существуют одновременно, развиваясь, и влияя друг на друга.

Четко зафиксированного рабочего места для изготовления глиняной посуды с использованием лепной технологии не было. В летний период изготовление производилось прямо на улице. Сидя на скамейке или прямо на земле, положив на колени дощечку, женщина формовала горшок, используя дощечку в качестве поворотного столика. В зимний период изготовление сосудов производилось значительно реже. Формовкой глиняной посуды в это время года занимались мужчины-ремесленники, изготавливающие посуду на продажу или мастера-отходники, для которых четко зафиксированного рабочего места также не было. В обычной избе, на скамейке приспосабливали ручной гончарный круг и занимались формовкой посуды. Ручной гончарный круг представлял собой невысокую скамейку, в которую вставлен деревянный стержень длиной 10-15 см. На стержень в специальное гнездо насаживался подвижной деревянный круг диаметром 15-20 см.

Строгое соблюдение пропорций при конструировании посуды позволяет говорить о сохранении строго выработанной единой модели, где размерным модулем выступало дно-начин горшка. Необходимость конструктивного приспособления горшков к ухвату, связанная с процессом приготовления пищи в русской печи, потребовала некоторого увеличения объема тулова в верхней или средней частях сосуда, что характерно для обеих технологических традиций. Чашевидные сосуды в свою очередь подразделяются на латки с цилиндрическим туловом и миски с конусовидным туловом.

Традиционные нормы культуры выработали простоту и лаконичность декора. Сосуды встречаются как орнаментированные, так и неорнаментированные. Орнаментация располагалась только в верхней части сосуда и представлена либо в виде проставленных знаков собственности (пасов), либо орнаментальных мотивов. Сопоставление категорий глиняной посуды с их функционально-бытовым назначением позволяет говорить, что сосуды многофункциональны, а многовековыми традициями продуманы все детали.

Используя две традиции изготовления, зыряне обеспечивали себя разнообразным ассортиментом горшков. Характерная особенность ассортимента глиняной посуды коми (зырян) – малое разнообразие производимых форм, выделяются две группы (чашевидные и горшковидные). А многообразие типов достигается за счет конструктивных элементов.

Глиняный горшок идеально подходит для приготовления пищи в духовой печи, т.к. толстые стенки сосуда нагреваются медленно и равномерно. Соответственно, пища в нем томиться, а не вариться быстро. Используя глиняный горшок и духовую печь, получается удивительный результат. Современная технология приготовления пищи с использованием металлической посуды и электро-газовых плит дает выигрыш во времени, но проигрывает в качестве пищи.

Свойства и доступность материала, а также простота технологических приемов позволяли в достаточном количестве изготавливать глиняную посуду. Она не отличалась разнообразием производимых форм, но была идеальной для приготовления еды в духовой печи и хранения молочной продукции. Изменения в технологии изготовления глиняной посуды не могут нарушить типологический ряд, который был расширен за счет включения нового типа, выделенного на основании оформление шейки и плечиков.


Замес глиняного теста. Фото 1985 г.


Формовка жгута. Фото 1985 г.


Формовка дна. Фото 1985 г.


Формовка тулова сосуда. Фото 1985 г.


Придание эстетических характеристик сосуду. Фото 1985 г.